МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сведения о материальном обеспечении учебного процесса, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

1.Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Материально-техническое обеспечение  МБДОУ ДС № 12  позволяет вести образовательную и коррекционную деятельность на высоком уровне.
В детском саду созданы необходимые условия для целенаправленного развития ребенка во всех видах детской деятельности (игровой, учебной, изобразительной, познавательной, театрализованной, двигательной), реализации индивидуальных возможностей и интересов ребенка, осуществление комплексного подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушениями речи, отклонениями в физическом развитии.
Все  группы  имеют просторные игровые комнаты, спальни.    Все помещения оснащены  мягким и твердым  инвентарем, учебно-наглядными пособиями. Многие группы оснащены  телевизорами, аудио-видеотехникой. В детском саду создана хорошая развивающая среда. Организация и расположение предметов развивающей среды в групповых комнатах рационально, оборудовано по тематическому принципу, доступно каждому ребенку. Игровое оборудование красочное, функциональное, сертифицированное.
Каждая группа оформлена в своем  стиле, имеют свои интересные «изюминки». В группах выделены  различные центры для развития детей: игровой, учебный, экологический,  художественной и театрализованной  деятельности,  уголки по профориентации, ОБЖ и правилам дорожного движения,  экспериментальной деятельности детей.
Оборудованы кабинеты:  логопедический,  кабинет педагога-психолога и методический кабинет, оснащенные учебно-методической литературой, дидактическими пособиями и наглядными материалами. 
В дошкольном учреждении  функционируют  просторный музыкально-спортивный зал.
В группах, кабинетах, залах  освещенность соответствуют нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
Участок дошкольного образовательного учреждения озеленен, оснащен  навесами-беседками на 6-ти прогулочных участках.  Имеется спортивная площадка, огород, цветники, развивающие зоны. Территория детского сада  недавно пополнена игровым оборудованием (качели, игровые комплексы)  на участки и спортивную площадку.
В МБДОУ ДС № 12 созданы условия доступности для   категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Разработан паспорт доступности учреждения с учетом  категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учителя-  логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
В детском саду имеется группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)для детей с нарушением речи. Группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи старшего и подготовительного дошкольного возраста (5-7) лет оснащена современным оборудованием.
В группе создана среда, способствующая эффективной коррекционно-развивающей помощи: 
•     коррекционное оборудование (массажные мячи, модульные комплексы, сухой бассейн,
•     развивающее оборудование (игровой, тактильное панно, развивающие сюжетно-ролевые игры, многофункциональный стол- интерактивной песочницы - умный стол, интерактивная доска ).
  На базе психологического кабинета функционирует сенсорный комплекс для детей  с повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеющие хронические заболевания, низкий иммунитет. Поэтому детскому саду нужна интерактивная среда, обеспечивающая условия для гармоничного развития и максимальной эффективности обучения и воспитания детей.
Групповые помещения приспособлены для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.  Для инвалидов-колясочников созданы частичные условия доступа в помещения детского сада. В ДОУ отсутствуют специальные технические средства коллективного и индивидуального обучения для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушениями речи. 
Библиотека в ДОУ
Отдельного помещения в ДОУ для библиотеки нет. Вся литература  располагается по группам и в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделить на три части:  
1. Книги для воспитателя (методическая и справочная литература), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
2. Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
3. Книги совместного пользования.
Весь книжный фонд учитывается.
 
Объекты спорта
Объекты спорта ДОУ служат для проведения физкультурно-спортивных мероприятий, тренировочных и оздоровительных занятий.
В МБДОУ ДС № 12 созданы все условия для физического развития детей. Хорошо оборудованный оборудованием музыкально- физкультурный зал. Имеется спортивная площадка с прорезиненным покрытием и спортивным оборудованием на ней. Для развития ловкости, выносливости, закаливания организма на территории ДОУ установлен спортивный комплекс и выстроена тропа здоровья.  Во всех  возрастных группах созданы физкультурные уголки. Дети с ОВЗ  и дети-инвалиды могут беспрепятственно посещать и пользоваться  всеми объектами спортивного назначения.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.  В МБДОУ имеются средства обучения:
•    печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
•    электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
•    аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
•    наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
•    тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям 
В 2012 году в ДОУ приобретена интерактивная доска и оборудование для показа слайдовых презентаций и  различных видеоматериалов в организованных видах деятельности с детьми. Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами приобретено оборудование для работы по инновационным программам «Комфорт-Лого» и «Статус».
Создание условий для детей с нарушениями речи: реализация АОП, проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, консультирование семьи.
Так в ДОУ нет детей- инвалидов, специальное средства обучения и воспитания для детей с проблемами зрения и слуха в ДОУ данные средства не приобреталось.
2.Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Доступ в здание ДОУ имеет один вход через калитку. На калитке имеется кнопка вызова  для персонала. Вход в здание имеет 4 входа,   один  из которых оборудован пандусом, дверные проемы с достаточной шириной   для доступа инвалидов-колясочников на 1 этаж здания. Детский сад обеспечивает наличие работника организации, на которого при необходимости  возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении услуг, а также сопровождение инвалида по территории объекта работником организации. А для инвалидов по зрению, имеющих стойкие расстройства функции зрения  условия не созданы: зрительной информации – звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне не имеется. 
3.Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья Питание воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ДС № 12 организовано в соответствии:
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Уставом МБДОУ ДС № 12
        Воспитанники, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают питание в соответствии с десятидневным (примерным) меню и действующими натуральными нормами питания, требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
        В Учреждении организовано 4-х разовое питание на основе десятидневного (примерного) меню, прошедшего экспертизу на соответствие требованиям СанПин 2.4.1.3049-13.
Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеет маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов.
В штатном расписании учреждения для организации питания предусмотрены следующие должности: повар – 2, кухонный рабочий – 1.  Штатные единицы полностью укомплектованы.
4.Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья  Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работникам. 
2) Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез.    
      Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур;
     Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. 
К охране здоровья воспитанников также относятся следующие мероприятия:
•    - оказание первой медико-санитарной помощи;
•    - определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН;
•    - ведется пропаганда здорового образа жизни;
•    - созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников;
•    - созданы условия по обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
•    - ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с воспитанниками  во время пребывания в дошкольном учреждении;
•    - все кабинеты  оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
•    - в дошкольном учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение, имеется тревожная кнопка.
5. Доступ информационным системам и информационным телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Одним из важных направлений в деятельности детского сада является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества   образовательного процесса.
Воспитанники детского сада, в том числе дети с ОВЗ  свободного доступа к телекоммуникационным сетям не имеют. Обучая с помощью мультимедийного оборудования педагоги пользуются готовыми программами.
Для педагогов в кабинете методиста имеется свободный доступ к сетям Интернет, выполнения воспитательно - образовательных задач.
 
6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Непосредственного доступа воспитанников к электронным образовательным ресурсам  не предусмотрено. Образовательными ресурсами для подготовки к НОДу пользуются педагоги ДОУ: 
- официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф
- федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru
- информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://window.edu.ru
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schol-collection.edu.ru
- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
                                                        ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
1. Дошкольник RUhttp://doshkolnik.ru/scenary.php
2. Использование ИКТ в ДОУ http://yesnet.purpe.ru/oldsiteuo/seminar/it.htm
3. Воспитание детей дошкольного возраста в ДОУhttp://doshvozrast.ru/index.htm
4. Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование)
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=145
5. Раннее развитие детей http://www.danilova.ru/storage/present.htm
                                      ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ  И  РОДИТЕЛЕЙ
1.Логопедический портал – всероссийский образовательный сайт http://logoportal.ru/
2. Книги по логопедии (педагогическая библиотека) http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=2&page=1
3. Детсад  http://detsad-kitty.ru/
4. Маам.ру – международный образовательный портал http://www.maam.ru/novosti
5. «Логопеды.ru» логопедический портал http://logopedy.ru/portal/
6. «Logopedia.by»  http://logopedia.by/
                                                                     ДЛЯ ДЕТЕЙ
1."Детсад" - сайт для детей и взрослых  http://detsad-kitty.ru
2."Умка - Детский развивающий сайт" http://www.1umka.ru
3.Игры каждый день  http://children.kulichki.net
4. Детский сайт: уход, игры, сказки, массаж для малышей http://www.didicall.ru
5. Прочитай-ка", детский сказочный журнал  http://www.cofe.ru/read-ka
7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного или индивидуального пользования для инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья Во время проведения занятий с детьми  с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации воспитанниками с нарушением речи.